Верховный суд расписал последствия невыполнения договоров
Верховный суд разъяснил, как рассматривать дела о неисполнении обязательств по договору в период пандемии COVID-19. В частности, суд допустил, что при определенных оговорках обстоятельством непреодолимой силы, освобождающим от ответственности за неисполнение договора, может быть признано сильное уменьшение прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания.
Основная мысль разъяснения – нерабочие дни, установленные в соответствии с Указами Президента РФ, основанием для переноса срока исполнения обязательств не являются.
Однако если применить к этим дням обстоятельства непреодолимой силы, то исполнитель по договору избежит ответственности за просрочку исполнения обязательства и не будет компенсировать причиненные просрочкой убытки своему контрагенту.
Правда, для освобождения от ответственности за неисполнение или задержку исполнения обязательства недостаточно просто сослаться на наличие сертификата об обстоятельствах форс-мажора или нормативный правовой акт, который относит короновирусную инфекцию к обстоятельствам непреодолимой силы. Форс-мажор в каждом конкретном случае придется долго и сложно доказывать.
Например, не удастся доказать, если суд узнает, что другой участник гражданского оборота, находясь в тех же условиях и занимаясь аналогичной деятельностью, свои обязательства выполнил.
Тем не менее, основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств все же может быть признано отсутствие необходимых денежных средств, если оно вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности (например, ресторанной), установлением режима самоизоляции и т. п.
Подробности и текст разъяснения – в новом разделе модуля «Правовое обеспечение отелей».